Родиной пауэра следует считать Германию, и это отнюдь не случайно, учитывая
сильную связь пауэра с австронемецкой "классической" музыкальной школой.
Музыкальный язык пауэр-метала далеко отошел от блюза и рок-н-ролла. Германские
пауэр-металлисты проявляли искренний интерес к музыке великих немецких
композиторов, и это не могло не отразиться в их собственном творчестве:
выражаясь фигурально, весь пауэр, как дуб из желудя, вырос из "Оды к радости"
Бетховена и вагнеровских лейтмотивов из "Кольца Нибелунгов". Можно отметить и
влияние камерно-вокальной лирики эпохи романтизма (Шуберт, Шуман). С другой
стороны, ощущалось сильное воздействие национальных песенно-танцевальных
традиций - причем как западноевропейских, так и славянских. Последнее, вероятно,
было обусловлено, с одной стороны, давними связями древних германской и
славянской культур, с другой - общностью мелодико-гармонических оборотов и
интонаций, удобством исполнения "попевочных" оборотов на гитаре, особенностями
ритмики пауэра, воспринимающейся в отдельных случаях как "плясовая" (см.
далее).
От своего предшественника, спид-метала, пауэр позаимствовал очень
быстрый темп, высокое техническое мастерство и отточенную манеру интонирования
(две ритм/соло-гитары), "частую" ритмическую сетку (непрерывная линия двух бочек
и акцент малого барабана на каждую слабую долю). Саунд при этом оказался
несколько "приглаженным", смягченным, но и более разнообразным (широкое
использование синтезаторов, "хорового" бэк-вокала, иногда даже "живых"
акустических тембров). Основной вокал в пауэре, как правило, "чистый" и высокий
(порой до пронзительности). В целом, основные отличия спид- от пауэра - в
большей коммерческой направленности, в упоре на мелодику, а не на энергетику и
скорость, в большем значении именно вокальных партий, запоминающихся припевов и
т.п., что скорее роднит пауэр с глэм-, чем со спид-металом.
Для пауэра
характерна своя образно-эмоциональная сфера: развив тенденции, идущие от
британского хэви, пауэр смодулировал не в сторону агрессии, брутальности,
депрессивности трэша, а в сторону более светлой образности, героики, эпичности,
даже "сказочности". Здесь получили распространение исторические, мифологические,
мистико-религиозные, фэнтэзи-темы и сюжеты; прижился жанр "концептуального
альбома", моно-рок-оперы.
На рубеже 80-х - 90-х основатели направления
HELLOWEEN, увы, заметно коммерциализировались и выпустили ряд малоудачных работ.
Возрождению пауэра в середине 90-х способствовали три события - выход очень
сильного альбома GAMMA RAY "Land of the Free" (95), возврат HELLOWEEN к пауэрной
стилистике - "Master of the Rings" (94) и усиление состава финской STRATOVARIUS
на "Fourth Dimension" за счет прихода вокалиста Тимо Котипелто (95). В то же
время не прекращалась удачная в целом работа таких групп, как RUNNING WILD и
RAGE, реанимировался SCANNER, позже появились PRIMAL FEAR и IRON SAVIOR (оба с
участием Кая Хансена, первый также с участием Ральфа Шиперса из GAMMA RAY).
Вливание свежей крови произошло со стороны традиционно "неметаллических"
держав, привнесших в стиль большее разнообразие, национальную специфику. Помимо
STRATOVARIUS, наиболее яркие примеры современного "негерманского" пауэра дают
нам итальянские LABYRINTH, RHAPSODY, SKYLARK, шведские HAMMERFALL, NOCTURNAL
RITES, американо-норвежские KAMELOT, финские NIGHTWISH, бразильская ANGRA.
Группы второй волны усилили значение "классики" (женский оперный вокал у
NIGHTWISH), внедрили в пауэр элементы смежных стилевых разновидностей, таких,
как классик-хард-рок малмстинского толка у STRATOVARIUS и RHAPSODY, шведский
дэт/блэк у CHILDREN OF BODOM, дэнс-элементы на первом альбоме LABYRINTH, арт- и
латино-рок у ANGRA (иногда для описания подобных явлений приходиться
использовать такие "смешанные" термины, как спид-пауэр, трэш-пауэр,
прогрессив-пауэр, хэви-пауэр и др.). В творчестве этих и других групп наметился
также отход от двухгитарной модели в сторону более привычной для хард-рока
гитарно-клавишной. К сожалению, в последние пару лет "каноничность" пауэр-метал
переросла в клишированность, что признают даже горячие поклонники этого
направления.
Ключевые артисты и альбомы: HELLOWEEN
"Keeper of the 7 Keys" Pt. 1, Pt. 2 (1987, 1988) RUNNING WILD "Black Hand
Inn" (1994) GAMMA RAY "Land of the Free" (1995) STRATOVARIUS "Fourth
Dimension" (1995) ANGRA "Holy Land" (1995)
(По
материалам www.gromko.ru)
Обобщающее
название быстрой, мелодичной и не очень тяжелой армады последователей Helloween,
преимущественно германского происхождения. Пауэр-метал незаметно вырос из
спид-метала, в отличие от последнего он делает акцент на ярко выраженной
мелодической вокальной линии. Склонность к псевдо-классическим аранжировкам
произведений характерна для большинства пауэр-металлических групп, здесь
сказывается любовь пауэр-металлистов к наследию Вагнера, Грига и Мусоргского.
Однако песенная структура композиций остается неотъемлимой частью творчества
пауэр-металлических команд, что сильно облегчает восприятие этого жанра и многие
годы удерживает его в высшей лиге металлической сцены. (По материалам
журнала Painkiller)
Можно рассматривать как более сглаженый,
"причёсаный" облегчённый вариант Спид-металла. Имеет много общего как со Спид-
так и с Хэви-металлом. Для данного стиля характерны красивые соло на гитаре
и как правило чистый высокий вокал. Иногда, кроме стандартных для металла
инструментов в Пауэре музыканты используют также клавишные. Примеры:
Stratovarius, Helloween, Gamma Ray, HammerFall, Edguy... Neo-classic Metal - стиль схожий с Power Metal'ом. Как и
следует из названия включает в себя элементы классической музыки. Пример:
Yngwie Malmsteen, Angra. Ещё одна разновидность Пауэра - Speed-Power Metal.
Наиболее известные представители: Helloween, White Skull (некоторое) и
некоторые темы Stratovarius, Gamma Ray и т.д. Вообще-то надо заметить, что
грань между Пауэром и Спид-пауэром очень тонка и заметить её порой довольно
сложно. Очередная разновидность пауэра это Epic
Metal, который очень похож, как на пауэр, так и на неоклассик. Яркий
пример: Rhapsody, HammerFall. Автор Mefisto |