Пост-панк (post-punk) – одна из разновидностей «новой волны»
(иногда эти термины употребляют как синонимы, что не совсем верно), наследующая
панк-року второй половины 70-х. В отличие от «новой волны», пост-панк является
понятием в большей мере стилевым, а не социокультурным, хотя здесь мы тоже имеем
дело не с единым стилем, а с целым их конгломератом. Пост-панк появился в
1977-78 годах, когда британская панк-«истерия» стала потихоньку успокаиваться,
коммерциализироваться. Пришедшим на смену панк-поколению музыкантам нравился
независимый дух и сырое звучание панка, однако они стремились выразить свое
отношение к окружающему миру с помощью новых средств выразительности, новых
технологий, тембров. К тому же, публика уже устала от агрессивности,
нигилистичности, цинизма, «грязи», которые выливал на нее панк. Поэтому в
какой-то мере пост-панк стал не только продолжением, но и реакцией на творчество
своих предшественников. Он вернул в музыку ноту романтичности, рефлексивности,
иногда даже печали, депрессии, сосредоточился на проблемах внутренних,
личностных. Помимо панка, на становление пост-панка также ощутимо повлиял
танцевальный жанр диско, электронный эмбиент, а также множество других
источников – от арт-рока до американского академического
минимализма. Представители собственно пост-панка в Британии (THE CURE, ECHO
& THE BUNNYMEN, BAUHAUS, JOY DIVISION, JAPAN и др.) играли музыку
мрачноватую, холодную, нервную. Их очень интересовала область пограничных
душевных состояний, образы истерии, кошмара, депрессии, мистики, «грустной
веселости». Да и сами пост-панкеры были людьми нередко маргинальными – как,
например, лидер JOY DIVISION Ян Кёртис (Ian Curtis), страдавший от эпилепсии и,
в конце концов, решивший проблему взаимоотношений с внешним миром путем
собственного из него устранения. «Рыдающие» THE CURE создавали необычный внешний
образ (обильный грим, «вздыбленные» прически), выдававший в них «очеловеченных»
персонажей комедии del arte. Близким по духу стало творчество австралийской THE
BIRTHDAY PARTY, и, позднее, ее солиста Ника Кейва (Nick Cave). Саунд пост-панка
отличался лаконичностью, взвешенностью, остротой. Наряду с традиционными для
рока электрогитарами, (со значительной долей различных «искажателей», шумов,
«конкретных» звуков), пост-панк обильно пользовался синтезаторами. THE CURE
применяли синтезаторы для создания вязкого, тягучего фона, BAUHAUS с их помощью
«расставляли» резкие акценты. Были и музыканты, решившие полностью заменить
гитары синтезаторами, продолжая при этом играть на них панк-рок – так родился
экспериментаторский синтез-поп (Gary Numan, HUMAN LEAGUE, BRONSKI BEAT, CABARET
VOLTAIRE, Билли Айдол и др.). В начале 80-х из этих направлений выросло движение
«нового романтизма» с его изысканной меланхоличностью, духом саморефлексии, все
повышающимся акцентом на танцевальности и имидже (ADAM AND THE ANTS, VISAGE,
DEPECHE MODE, DURAN DURAN, NEW ORDER, EURYTHMICS, SPANDAU BALLET и др.). Кроме
того, британские пост-панки типа THE CURE стали «отцами» такого сложившегося к
середине 80-х направления, как «готика». Настроение музыки американских
пост-панкеров рубежа 70-80-х во многом также вдохновлялось карнавальной
эстетикой «старого доброго» глэма, но сам настрой их музыки был более
позитивным, энергичным, ироничным. Музыкальный стиль отличался эклектичностью:
он сочетал отдельные черты рок-н-ролла, биг-бита, гаражного рока 60-х,
рокабилли, кантри, диско, и все это – на основе танцевального бита (THE B-52’s,
BLONDIE, THE CARS, DEVO, PRETENDERS и др.). С позиций развлекательности
американцы также делали ставку на имидж, внешние данные, элементы шоу: девушки
из THE B-52’s выступали в пышных платьях и разноцветных париках, музыканты
TALKING HEADS выходили на сцену в костюмах из пестрых экзотических тканей, а
чувственная блондинка Дебора Харри (Deborah Harry) из BLONDIE была столь
прекрасна, что удостоилась звания одного из секс-символов поколения. В ряду
штатовских команд того времени особенно выделялись TALKING HEADS, которые
собрались еще в 1976 году под руководством вокалиста и гитариста Дэвида Бирна
(David Byrne), и одними из первых обратились к использованию элементов этники
(прежде всего заимствованных из афроамериканской культуры: мультиритмика,
пентатоника, полуречитативная мелодика, вопросо-ответные структуры,
использование экзотической перкуссии и др.). Впрочем, слиянием элементов
поп-рока, глэма и этностилей увлекались и американцы, и британцы – ямайское
регги полюбилось CULTURE CLUB и THE POLICE, карибское ска – THE SPECIALS и
MADNESS. Музыканты пост-панка охотно обращались и к поп-музыке прошлых лет, в
частности, к стилю THE BEATLES – это течение получило название пауэр-поп (THE
KNACK). В числе разновидностей пост-панка следует назвать и те направления,
которые возникли как его непосредственное развитие (в том числе и на грани
хэви-метал). Они продолжали нести еще не исчерпавший себя запал агрессии,
конфронтации, социального переустройства. Таковы были американский хардкор,
британское движение ой!, позже – кроссовер, грайндкор и др. На основе этих и
некоторых других направлений в середине 80-х сформировалась так называемая
«альтернатива», сконцентрировавшая в себе непримиримый дух «классического» панка
и «тяжелого металла». Однако и идеи «классического» пост-панка – так, как они
выразились в творчестве THE CURE, BAUHAUS, JOY DIVISION и др. – до сих пор
продолжают вдохновлять молодых музыкантов, вызывая к жизни множество подражаний.
(По материалам www.gromko.ru) |