Брит-поп (brit-pop) – самый мощный ретро-стиль 90-х. Подобно
британскому пауэр-попу и отчасти американскому джэнгл-попу 80-х, брит-поп
воссоздавал музыкально-стилевые, саундовые и имиджевые модели мерси-бита (в
особенности, ранних THE BEATLES), соединяя их, естественно, с новейшими
средствами выразительности. Брит-поп зародился в русле инди-рока как ответ на
неистовую депрессивность американского гранджа и синтетический, галюциногенный
дух рэйва, которым брит-поп противопоставил подчеркнуто ретроградское, «живое»,
романтическое мироощущение. Очаровательные мелодии а-ля Маккартни, простые и
ясные гармонии, «ламповый» гитарный саунд, «старомодные» органчики, струнные,
«баховские» трубы, особым образом обработанный вокал и «находки» с
прокручиваемой задом-наперед плёнкой – все это в изобилии использовалось
брит-попперами. Кого-то, впрочем, больше привлекали не «примерные мальчики» THE
BEATLES (каковыми они представлялись современному массовому сознанию), а
ироничные THE KINKS, рок-н-ролльные THE ROLLING STONES, жесткие THE WHO,
глэм-рок-рокеры – с высоты 90-х это все это представлялось эдаким одним
«большим» стилем. Не обошли музыканты вниманием и моду тех лет – им вновь
полюбились зачесанные на лоб челки, пиджаки без воротников, клетчатые джинсы,
романтичные рубашки с манжетами и др.
Одними из первых героев брит-попа
стали SUEDE с их дебютным альбомом 1993 года. Но главный успех выпал на долю
BLUR и OASIS, которые в буквальном смысле стали «столпами» брит-попа; за ними
последовали PULP, THE VERVE, BECK и др. Очень быстро стиль вырос из «коротких
штанишек» инди-рока и стал супермодным, откровенно коммерческим явлением,
сделать деньги на котором поспешили все, кому не лень. Брит-поп начал свое
победное шествие по всему миру, породив такие презабавные явления, как
американский (A.J. CROCE) и русский («Мультфильмы») брит-поп. Некоторые группы
использовали элементы брит-попа, работая в русле электроники, как представители
манчестерской волны CHEMICAL BROTHERS, сумевшие сочетать наивный и светлый дух
«ушедших эпох» с наисовременнейшими средствами звукосинтеза. В конце 90-х
начала наблюдаться всемирная усталость от брит-попа, и его волна, как казалось,
стала сходить на нет, несмотря на появление новых групп типа RIALTO (1998). Даже
BLUR сделали резкую попытку измениться, выпустив экспериментально-припанкованный
альбом "13". Кое-кто (как Бек) от подражания перешел к пародированию,
задействовав в числе «объектов насмешек» модовское творчество, глэм, диско и
вообще все и вся. Однако новые и новые релизы подтверждают, что дух брит-попа
неугасим, пусть даже это и не апелляция именно к мерси-биту. Вот несколько
примеров, относящихся к 2000 году: альбомы «Standing On The Shoulder Of Giants»
грандов OASIS, «For Sale» немецкой FOOL'S GARDEN (солист которой – натуральный
«очередной сын Джона Леннона»), «Transatlantic Flight» швейцарской LOVEBUGS,
сольный дебют романтичного лидера THE VERVE Ричарда Эшкрофта «Alone With
Everybody» и др.
Ключевые артисты и альбомы: SUEDE «Suede» (1993) OASIS «Definitely Maybe» (1994) BLUR
«Parklife» (1994) PULP «Different Class» (1995) THE VERVE «Urban Hymns»
(1997)
(По материалам www.gromko.ru)
|