Вдохновителями данного направления считается английская группа
Venom(хотя сама она блэк не играла). Название стиля происходит как раз от их
альбома - "Black Metal". Блэк - очень быстрая, с характерными бешеными
барабанами, гитарой и вокалом, музыка. Вокал рычащий, но отличается от
дэтовского рычания. Такой вокал называется - инфернальный. В брутале
используется характерное звериное рычание, в Блэке же они пытаются как бы
подделать голос сатира. Помимо того,что блэк безумно тяжёлая музыка(правда
всреднем по тяжести уступает дэту), она при этом ещё и довольно виртуозная. Но
гитарные партии в отличии от Спид-металла нарочно "смазаны", что создаёт тяжёлый
жужжащий звук. Помимо стандартных для металла инструментов, в Блэке часто
используют и довольно экзотические инструменты, такие как скрипки, контрабасы,
клавишные и т.п. Блэк от других экстремальных стилей отличает крепкая
идеологическая основа. Многие блэкеры исповедуют сатанизм(не путать с
дьяволопоклонением). Однако довольно большой процент блэкеров составляют и
язычники. Языческий Блэк носит название - Pagan Black
Metal. Отличия от классического Блэка состоят лишь в лирике. Именно
из этого подстиля развился так называемый Viking
metal. Надо заметить, что центром современного Black Metal'а является
Норвегия. Примеры: Immortal, Emperor, Marduk, Satyricon, Mayhem, Bathory,
DarkThrone, Behemoth (ранний). Это были группы играющие, так называемый, True Black Metal. Но У Black'а существует множество
подстилей. Нужно выделить такое течение, как Melodic Black
Metal. Этот стиль музыки не такой жёсткий и сырой, как чистый блэк.
Музыка Melodic Black'a включает в себя множество пауэр-эллементов, что придаёт
ей мелодичность и насыщенность. Как правило, это очень сложная музыка, требующая
высокого уровня игры на инструментах. Примеры: Dimmu Borgir, Old Man's
Child, Kalmah и т.п. В мире Black Metal существует также особая
разновидность данного стиля - Vampiric Black Metal.
Наиболее яркий пример сего течения - Cradle Of Filth и тщательно копирующие их -
Reign Of Erebus.
Автор Mephisto
Пронесшийся в
конце ХХ века ураганной шумовой и идейно-злобной волной по ушам любителей
металла, блэк-метал (black-metal), как и положено урагану, оказался
недолговечен. Каковы последствия этого урагана? Что это было? Ни один
блэк-метал-фэн, музыкант и даже журналист не сможет дать вам адекватного ответа
на вопрос «Was ist Black?». В этом и состоит один из парадоксов данного стиля, в
реальности существования которого никто не сомневается. Однако корни блэк-метала
успели дать ростки, из которых вознеслось мощное древо, включившее в свою крону
различные варианты стиля: в буйной растительности крепких ветвей на верхушке
вечные ветры, почуяв сок антитезы, запели давно забытые древние напевы; ветви по
сторонам потянулись вширь, к соседним древам – строгому, но пестрому древу
западноевропейской академической музыки, близкому по происхождению, но
противоположному по сути дэт-метал, капризному древу психоделии, мощному
вычурному древу дека-dance-ной «готики»… То там, то тут, пленясь светом небесных
светил и атмосферных явлений, рождались «атмосферные» направления Черного древа
Железного века. В последнее время у древа блэк-метал, чьи железные корни ушли в
хтонические глубины бессознательного дальше остальных стилей, возник роман с
Галатеей техно-музыки… Я надеюсь, этот краткий поэтико-мичуринский экскурс
более-менее адекватно отразил ситуацию в блэк-стиле. А теперь – немного истории
и теории.
Термин блэк-метал (black metal), по видимому, происходит от
названия альбома (и песни) группы VENOM, вышедшего в 1982 году. По поводу
зарождения самого стиля существует две теории. Первая выводит происхождение
блэка из творчества BLACK SABBATH, которые по саунду принадлежат, скорее, к
хард-року. Вторая – отталкивается от начала деятельности группы VENOM.
Стилистически блэк-метал опирался и на некоторые предшествующие направления
металла. Первоначально некоторые группы, работавшие в этом стиле, даже
характеризовали как дэт/дум/трэш, где от трэша была взята ритмическая сторона;
от дэт – тематика и, отчасти, ладовая сфера; фатализм и безысходность, а также
своеобразная гармония пришли от дум-метал.
В своей истории, на данное
время, блэк прошел три волны развития: К первой волне и первым исполнителям
можно отнести такие группы, как английская VENOM (сформировалась в 1979 году),
датская MERCYFUL FATE (1981), шведская BATHORY (1983), швейцарская CELTIC FROST
(1984). Все они достаточно разноплановы, поэтому назвать их чистым блэком
невозможно, однако, именно ранние VENOM и BATHORY заложили основы
стиля. Вторая волна блэк-метал прошла в конце 80-х – начале 90-х годов и
сказалась в творчестве таких групп, как NECROMANTIA (Греция), MAYHEM (Норвегия),
SAMAEL (Швейцария), BLASPHEMY (Канада), PROFANATICA (США), SARCOFAGO (Бразилия)
и др. География распространения стиля увеличилась, но, и в данном случае,
некоторые группы можно причислить к нему только благодаря содержанию. И,
наконец, практически одновременно над Скандинавией поднимается третья волна
блэк-метал, явившаяся кульминацией его формирования. Норвежцы MAYHEM, BURZUM,
DARKTHRONE, IMMORTAL, EMPEROR, SATYRICON, ENSLAVED, GORGOROTH, ULVER и др.,
шведы MORBID, MARDUK, ABRUPTUM, DISSECTION принялись активно возделывать
благодатную почву нового стиля. Возможно, кто-то не согласится со мной по поводу
причисления к блэку некоторых из вышеуказанных исполнителей, но речь в данной
статье идет о блэке в целом, а не об «истинном блэке» (true black) как
сердцевине стиля, о чем еще будет сказано далее. Последняя волна выплеснулась
потоком бессознательного на весь мир. Вся континентальная Европа, Англия, Россия
и другие славянские страны, Америка, Израиль, Япония и даже Таиланд принялись
возделывать новый стиль. Блэк разветвился на множество направлений. Однако,
именно эта разноплановость и привела к тому, что, благодаря экспериментам
музыкантов, их «заигрыванию» с другими стилями современной музыки (от фолка до
электроники), благодаря всеразлагающей коррозии коммерциализации, которая все
время ищет свежей пищи в андеграунде, блэк-метал засверкал множеством более или
менее красивых, удачных, вычурных, верных матричному стилю искр. Источник же их
– огонь – начал постепенно затухать. Мощная третья волна с шумом столкнулась со
скалой объективной реальности.
Характеристика блэка как стилевого явления
таит в себе определенные сложности, связанные с относительной самостоятельностью
в блэке идеологической составляющей, с одной стороны, и области
художественно-выразительных средств, с другой. Существуют две точки зрения на
блэк, первая из которых выводит блэк только из идеологической основы, а вторая
опирается на музыкальные средства. Обе тенденции имеют место быть, но обе
спорны. Именно в различных взглядах на них и состоит «извечный» (примерно
десятилетний) спор между агрессивными идеологами «истинного блэка» (true black),
и остальными, «находящимися в струе» (trend) блэк-музыкантами, в число которых
входят и те, кто просто старается разнообразить скудный арсенал средств
блэк-метал, и те, кто откровенно тяготеет к области поп-музыки, ориентируясь на
коммерческий успех. Именно из-за того, что две основных составляющих стиля
(идеология и выразительные средства) оказались в блэк-метал разъединены,
стилистические критерии явлены здесь весьма условно. При этом нельзя говорить о
хронологическом первенстве какой-либо из тенденций, ибо возникли они примерно в
одно и то же время.
Характеристика блэк-метал по идейному признаку
предполагает, прежде всего, четкую религиозную ориентацию. Идеология блэк-метал
может быть объединена одной краткой приставкой «анти-». Под ее эгидой
представлено, соответственно, всё мрачное и, наверное, очень страшное, прежде
всего сатанизм (в самых разных вариантах) и различные древние верования, а также
эстетика хаоса, войны и «разрушения до основания». Противопоставление, таким
образом, происходит по отношению к ортодоксальной догматической религии Запада –
христианству. Конечно, реально не всё так мрачно в блэк-метал: обращение к
искусству символизма и жанру фэнтэзи, к сюжетам высшей мифологии – прекрасное
тому подтверждение. Идейная сторона блэк-метал отражена в высказываниях
исполнителей, а также в книге об идеологии блэка «Lords Of Chaos» M. Мойнихэна
(вокалист Blood Axis) и Дидрика Сёдерлинда.
При стилевой идентификации
недостаток опоры лишь на идейную основу заключается в том, что к
антихристианским темам музыканты обращались не только в блэк-метал (и даже не
только в металле). Масса злобствующих сатанистов существует, в частности, среди
дэт-металических команд. Нередко блэк и дэт-метал противопоставляют как разные
эстетические принципы – основным критерием блэка при этом оказывается строгая
идейная направленность на первом плане, дэт же характеризуется опорой на
определенные музыкально-стилистические принципы (блэк – идеология, дэт –
музыка). Этот взгляд неплохо отражает сущность явлений, но на достаточно широком
уровне, предполагая слишком много оговорок (многие блэк-группы, в таком случае,
подпадают под дэт – ARCTURUS, BAL-SAGOTH, TARTAROS, VINTERSORG, HELHEIM,
BORKNAGAR, SOLEFALD, GOLDEN DAWN). Однако, повторюсь, как некое философское
определение этот взгляд имеет право на жизнь.
Хочется отметить, что
благодаря идеологии, возведенной во главу угла, соответствующему ей имиджу,
сознательному или неосознанному обращению в музыке к интонациям далекого
прошлого, восходящим еще к ритуальной практике, самому оформлению концерта или
видеоклипа, применению различной символики, блэк-музыка приобретает культовые
черты. Все же существуют, хотя тоже порой весьма условные, отличия в
средствах преподнесения идеи, включающие, прежде всего, воздействие на наши
слуховые и зрительные рецепторы. Основной чертой саунда блэк-метал является
характерный тембровый мир, проглядывающий так или иначе у большинства
исполнителей (даже у симфо- и атмосферик-блэк), скудный и девственно-жесткий,
как зимний пейзаж норильской тундры. Тембр вокала и тембр гитар во многом схожи.
Характерный для блэк-метал верещащий, пронзительный, «чернушный» вокал в духе
раннего Квортрона (BATHORY) возник у последнего волею случая (пятнадцатилетний
андрогин пытался изобразить Лемми из MOTORHEAD, однако отличия в возрасте и в
стаже употребления виски не способствовали этому). Гитары с эффектом «дисторшн»
(distortion) сильно искажают звук, создавая сыпучие, шершавые тембры. Образно и
точно охарактеризован этот тембр в журнале «Death City»: «Басовые линии
провалены – и специально, на переднем плане лесопильный звук гитар с
интенсивными ударными».
1 2
|